Языки представления знаний
4.5. Языки представления знаний
И представление знаний, и объектно-ориентированный подход к программированию основываются на одной и той же идее, что конкретная предметная область приложения имеет такое же значение для модели, как и для проблем, которые нужно разрешить. Если вы работаете в определенной предметной области — технической, издательском деле или сфере управления, — то вид проблемы, которую потребуется решить, будет изменяться не только от проекта к проекту, но и на разных стадиях работы над проектом, по мере того как будут уточняться концепции проекта и его цели. Относительно постоянными остаются только "обитатели" предметной области — машины, процессы, неживые объекты или люди. Представление этих сущностей, которое может быть воспринято машиной и обработано программой, формируется таким образом, чтобы его можно было использовать в самых разнообразных проектах.
В самом общем виде разница между представлением знаний и объектно-ориентированным подходом состоит в том, что в первом случае стремятся представить не только сущности в определенной предметной области, но и знания об этих сущностях, которыми обладают эксперты в данной области. Например, экспертам известны различные способы классификации, упорядочивания, обозрения и манипулирования такими сущностями, которые позволяют эффективно решать разнообразные задачи.
Если рассматривать в этом свете проблематику представления знаний, то ее можно сформулировать следующим образом: "Существует ли способ, пользуясь которым можно закодировать знания о предметной области таким образом, чтобы поддерживать приложение этих знаний к решению различных проблем в разных проектах?" Ответом на этот вопрос является проектирование независящих от приложения "банков знаний", о котором речь пойдет в главе 10. Вы в дальнейшем встретитесь и с такими примерами, когда доступные программе знания по-разному используются в пределах одного и того же приложения (главы 13 и 16).
В последующих трех главах вы познакомитесь как с подходом, базирующимся на правилах, так и с объектно-ориентированным подходом к программированию, причем на примере языка CLIPS будет показано, как можно комбинировать оба этих подхода. Причина, по которой в индустрии производства программных продуктов продолжают оставаться популярными такие инструментальные средства, состоит в том, что как бы ни тяжело было кодировать человеческие знания, такие эпистемологические трудности ничто в сравнении с тем, что может наделать с указателями C++ неопытный программист. Построение системы, базирующейся на правилах на таком языке, — это нетривиальная задача, которую лучше всего поручить специалистам.
Другая причина состоит в том, что при создании с нуля системы, базирующейся на знаниях, аналитики и программисты попадают в такое обширное пространство альтернативных решений, что запутаться в нем гораздо легче, чем отыскать правильный путь. Языки представления знаний предлагают разработчику как программные средства высокого уровня, так и множество конструкций низкого уровня, которые можно использовать для организации и применения знаний, синтаксические и семантические примитивы, уже не раз доказавшие свою полезность на практике.
В главе 5 в качестве основного инструмента для иллюстрации идей построения систем, основанных на знаниях, используется язык CLIPS. Сделано это по следующим причинам:
- этот язык относительно дешев;
- без зазрения совести разработчики включили в него множество опробованных на практике конструкций из других инструментальных средств;
- язык имеет довольно четко сформулированный синтаксис, позаимствованный у LISP;
- язык (точнее, его исполнительная система) обладает вполне приемлемой производительностью, так что предлагаемые в качестве примеров программы выполняются достаточно быстро;
- язык допускает вызов внешних функций, написанных на других языках программирования;
- язык включает средства (правда, ограниченные), позволяющие комбинировать правила и объекты.