Приобретение знаний
ГЛАВА 10.
Приобретение знаний
- 10.1. Теоретический анализ процесса приобретения знаний
- 10.2. Оболочки экспертных систем
- 10.3. Методы приобретения знаний
- 10.4. Приобретение новых знаний на основе существующих
- Рекомендуемая литература
- Упражнения
"Передача и преобразование опыта решения проблем, полученного от некоторого источника знаний, в программу".
Термин приобретение знаний носит обобщенный характер и совершенно нейтрален к способу передачи знаний. Например, передача может осуществляться с помощью специальной программы, которая в процессе обработки большого массива историй болезни устанавливает связь между симптомами и заболеваниями. А вот термин извлечение знаний (knowledge elicitation) относится именно к одному из способов передачи знаний — опросу экспертов в определенной проблемной области, который выполняется аналитиком или инженером по знаниям. Последний затем создает компьютерную программу, представляющую такие знания (или поручает это кому-нибудь другому, обеспечивая его всей необходимой информацией).
Этот же термин применяется и для обозначения процесса взаимодействия эксперта со специальной программой, целью которого является:
- извлечь каким-либо систематическим способом знания, которыми обладает эксперт, например, предлагая эксперту репрезентативные задачи и фиксируя предлагаемые способы их решения;
- сохранить полученные таким образом знания в некотором промежуточном виде;
- преобразовать знания из промежуточного представления в вид, пригодный для практического использования в программе, например в набор порождающих правил.
В этой главе мы детально рассмотрим процесс извлечения знаний и в теоретическом, и в практическом аспектах. Сначала будет представлен такой способ организации приобретения знаний, когда весь процесс разбивается на несколько этапов или уровней анализа. Затем будут описаны результаты некоторых ранних работ в области автоматизации извлечения знаний, причем основное внимание будет сосредоточено на синтаксисе и правилах. В последнем разделе эти результаты сравниваются с поздними работами, в которых на первый план выходит семантика предметной области.